|
ИНФОРМАЦИЯ РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ
Официальное наименование: Реcпублика Болгария Форма правления: парламентская республика Население: 7.973.671 человек (2001г.) Площадь: около 111.000 км2 Столица: София (1.173.811 человек) Президент Болгарии: Георги Първанов Премьер-министр Болгарии: Сергей Станишев
Административное деление страны
Территории Республики Болгарии разделена на 28 областей и 278 муниципалитета (общины). Муниципалитеты — это отдельные юридические образования, которые имеют право на собственный, независимый от государства муниципальный бюджет. Муниципальный совет (Общински съвет) является местным управляющим органом, который определяет дальнейшее развитие муниципалитета.
Регион — это административно-территориальная единица, благодаря которой Правительство страны напрямую осуществляет свою политику. Регион управляется региональным представителем центральной власти и региональной администрацией, чья деятельность финансируется напрямую из бюджета страны. Региональные представители получают свое назначение только по решению Совета Министров Болгарии.
Экономика
В 1991 году Болгария выбрала путь быстрого и радикального реформирования, начиная с подписания первого договора (программы) о сотрудничестве и помощи с Международным Валютным Фондом (МВФ). Основные аспекты этой программы — удержание инфляции в разумных рамках, прекращение экономического спада, достижение относительной стабильности национальной валюты и стимулирование развития частного сектора до 1995 года. Еще в первые четыре года основные законы и институты рыночной экономикой начали свою активную деятельность.
После двухлетнего экономического роста ВВП падал последовательно в 1996 × 1997годах. Основными причинами спада стали недопроведение структурной реформы, замедление приватизации и потеря международных рынков после распада СЭВ. Дополнительно ухудшили ситуацию войны и эмбарго бывшей Югославии и практически безнадежные долги слаборазвитых стан, кредитором которых являлась Болгария. По чисто социальным причинам государство поддерживало убыточные государственные предприятия за счет активов банковской системы. Это привело к значительному обесценению национальной валюты в начале 1997 года и стало основным фактором для высокой инфляции в этом году. В первом квартале 1997 года было подписано новое соглашении с МВФ, с которым вводился институт «валютного совета», а также ряд жестких мер для дальнейшего реформирования экономики. Немецкая марка была выбрана как средство резервной валюты и был определен фиксированный обменный курс болгарского лева к немецкой марке — 1000:1 (сегодня — 1:1).
Введение валютного совета не сразу повлияло на инфляцию, но по сравнению с началом 1997 года наметилось значительное уменьшение темпа инфляции, повышенное доверие к национальной валюте и снижение процентных ставок по кредитам. Болгария — по пути экономического роста
Несколько важных событий произошло с 1998 по 2000 год. Экономические показатели страны улучшились значительно по сравнению с прошлыми годами, результатом этого стала беспрецедентная макроэкономическая стабилизация, а темпы инфляции ограничились единицами процентов. Решительная экономическая политика Правительства Ивана Костова стала важным фактором для получения экономической и политической поддержки авторитетными международными организациями, такими как ЕС, ЕБРР, Всемирный Банк, НАТО. Торговля с ЕС, ЕФТА, ЦЕФТА, Турцией, Израилем и Македонией были либерализованы. Болгария «вернулась и заняла» свое место в экономической и политической жизни Европы. В признание значительного экономического и политического прогресса в реформировании страны, Болгария была приглашена начать переговоры о вступлении в ЕС, которые предполагается завершить в 2004году, а прием Болгарии ожидается в 2007 году — дата 1.01.2007 подтверждена осенью 2002 года. На встрече в Праге осенью 2002 года НАТО пригласил Болгарию в качестве полоноправного члена Альянса.
Практически все цены в Болгарии либерализованные, за исключением частично субсидированных цен на электроэнергию и центральное теплоснабжение для населения. В 1998 году Болгария достигла 3,5 % экономического роста и 1 % годовой инфляции. Важные меры были предприняты по ускорению приватизации, реформированию банковской системы, либерализации в сельском хозяйстве. Приватизация за период с июня 1997 года по октябрь 2000 года принесла стране 4,4 млрд. долларов США.
Косовский кризис в 1999 году отрезал основные транспортные пути болгарского экспорта к ЕС, включая блокирование плавания по реке Дунай. Прямые потери для Болгарии составили около 100 млн.долларов США.
Болгария успешно пережила региональные военные конфликты и мировой финансовой кризис 1998 г. ВВП вырос на 2,4 % в 1999 году, а инфляции оставалась умеренной на уровне 6,4%. Текущий дефицит торгового баланса оставался в рамках допустимого — 5,2% от ВВП, особенно после того, как во второй половине года увеличился объем экспорта. Доверие в национальную валюту оставалось сильное, национальные золото-валютные резервы достигли 3,2 млрд. долларов США, а только валютные — 1,4 млрд. долларов США в конце 1999года.
В области энергетики, с целью устранения монополии Национальной Электрической Компании (НЭК), выделены были как независимые производство, транспортировка и дистрибуция электроэнергии. Были созданы 7 региональных компаний. Как отдельные юридические лица были зарегистрированы АЭС в городе Козлодуй и еще 7 крупнейших электростанций в стране.
В 2000 году рост ВВП страны стал одним из самых высоких в Центральной и Восточной Европе и достиг 5,5%, а инфляция составила 11 %. До середины 2001 года, к сравнению, инфляция составляет 0,8%. Рост экономики, по мнению министра экономики Николая Василева, в этом году составит не менее 5 %, а на 2002 год прогноз колеблется между 3,5 × 4,5 % в зависимости от развития мировой экономики.
Болгарское Правительство также предприняло ряд мер для борьбы с коррупцией в администрации, выражающиеся прежде всего в устранении ряда ограничивающих режимов, требующих получения разрешения из администрации, облегчения были сделаны и для получения лицензий, регистрации и консультации до окончательного одобрения. До 30 Июня 2000 года были устранены 93 специальных режима.
В конце 2000 года Приватизация в стране вошла в ее последнюю, завершающую стадию. Статистика учитывает — 51 % госсобственности уже перешло в руки частного бизнеса, общая стоимость приватизированных активов составила 296 млрд. левов. Если исключить активы, не подлежащие приватизации в долгосрочной перспективе, то процент приватизированного имущества достигает 77 %. Как хороший пример может служить банковский сектор, 80 % его активов находится в частной собственности (остальные 20 % распределены между 2 оставшимися госбанками), а около 60 % из всех активов банковской системы находятся у иностранных банков — гигантов, таких как Unocredito Italiano, Citibank, SocieteGeneral, BanqueNational deParis, RaiffisenBank Austria и другие. Около 99 % от земледельческой земли уже возвращены бывшим собственникам.
Первые значимые инвестиционные проекты в энергетике начались в 2000 году. Американская компания Entergy взялась на основная реконструкция и перевооружение мощностей крупнейшего энергетического комплекса страны «Марица-Изток». В 2001 году к ней присоединился второй американский энергетический гигант AES, а общая сумма инвестиции достигает 1,4 млрд. долларов США. Немецкий концерн RWE создал джоинт-венчр с государственными ТЭС для их обновлении.
Сегодня
Болгарская экономика практически «не заметила» последнего мирового экономического спада, наступившего после событий 11.09.2001 в США. По итогам 2001 года внешний долг страны сократился более чем на 400 млн.$. В 2002 году достигнут 20% рост продаж в туристическом бизнесе и рекордные показатели 2001 года значительно перекрыты. Результаты 2003 года отмечают стабильный экономический рост, отсутствие инфляции, 25% рост доходов от туризма и принципиальный скачек объема иностранных инвестиций. Достигнуты соглашение по транспортировке через территорию Болгарии нефтепродуктов (Новороссийск — Болгария — Греция), увеличении транзита российского газа. Ведутся активные переговоры по транзиту через Болгарию газа и нефти из Ирана (через Турцию и Болгарию в страны Центральной и Западной Европы). Учитывая ведущуюся реализацию транспортных проектов ЕС Болгария на практике подтверждает свой географический статус связующего звена между Центральной Европой, Южной Европой, Ближним Востоком, Россией, странами восточного Черноморья и Балканским регионом. Экономические выгоды этого статуса очевидны и в дальнейшем сыграют важнейшую роль в экономическом развитии Болгарии.
Болгария продолжает оставаться выдающимся примером политической и государственной стабильности, становясь де-факто главным партнером международного сообщества на Балканах. Избрание Болгарии в 2001 году в число непостоянных членов Совета Безопасности ООН является наилучшим подтверждением растущего статуса Болгарии как стабильного демократического государства с рыночной экономикой.
Для Болгарии 2002—2003 годы стали знаковым. Сверх успешные туристические сезоны, проведение в Софии парламентской ассамблеи НАТО и последующее приглашение Болгарии в альянс, визит Папы Иоанна Павла II, определение даты вступления Болгарии в Евросоюз (1.01.2007), признание Болгарии страной с функционирующей рыночной экономикой — это только часть событий, которыми произошли за этот период. Перейден «рубеж сомнения» со стороны Запада — Болгария однозначно признана страной ЕВРОПЕЙСКОЙ, страной ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ и страной перспективной в качестве полноправного члена Европейского Союза. С чем нас и поздравляем!
Любую дополнительную информацию Вы можете получить обратившись в наш офис
|
|